ФАС назвала недопустимым необоснованные ограничения на автоперевозки в весенний период
На официальном сайте Федеральной антимонопольной службы появилось сообщение о готовящейся проверке в 19 регионах страны. По мнению ФАС, введенные в них весенние ограничения для грузового транспорта стали препятствием для свободного перемещения товаров по автодорогам. Между тем данные ограничения в этом году вступят в действие практически по всей России – в список исключений входят регионы Северо-Кавказского федерального округа, несколько южных и центральных областей, включая Смоленскую и Белгородскую.
Стоит уточнить, что сообщение ФАС касается исключительно вопроса перевозки специальных жидкостей и смазочных масел. Также речь идет о том, что внутрироссийские и международные перевозчики данных грузов должны находиться в равных условиях.
В сообщении напоминается о том, что ведомство ранее уже указывало федеральному Министерству транспорта на недопустимость дискриминации в рамках весенних ограничений, и даже вынесло соответствующее предупреждение, после чего Минтранс не только уравнял в правах российских и международных перевозчиков спецжидкостей и смазочных масел, но и полностью отменил режим «просушки» для федеральных трасс.
Действительно, с прошлого года для федеральных трасс официально отменено введение весенних ограничений на проезд грузового автотранспорта. Но Минтранс России обосновал свое решение не давлением ФАС, а возросшим качеством дорог. К началу 2018 года нормативные показатели федеральных трасс оценивались на уровне 80% (спустя год – 83%), что, по мнению ведомства и Росавтодора, позволяет им успешно выдерживать повышенные нагрузки даже в период сложных климатических условий.
При этом ранее Министерство транспорта вело продолжительные жесткие споры с Министерством экономического развития, считающим введение 30-дневных и более весенних ограничений необоснованной нагрузкой на бизнес.
ФАС в своем сообщении отмечает, что не ограничилось предупреждением федеральному Минтрансу о недопустимости дискриминации – данная информация была донесена и до региональных властей, которые должны отреагировать принятием соответствующих решений.
В результате в прошлом году в большинстве регионов в нормативных документах, касающихся введения временных ограничений на проезд грузового автотранспорта, появился ряд изменений. Перечень «весенних» исключений, в число которых входят продукты питания и иные жизненно необходимые товары, пополнился смазочными маслами и специальными жидкостями, которые были внесены отдельным пунктом.
Кроме того, регламентировали равные условия для российских и международных перевозчиков. Но эти равные условия заключаются не в отмене весенних ограничений для российских перевозчиков, а в их распространении на тех, кто везет грузы по CMR накладной. Ранее в большинстве регионов страны весенние ограничения не касались международных перевозок.
При этом в 19 регионах России данные изменения отсутствуют в нормативных документах либо внесены в них не в полном объеме. Список этих регионов включает Республику Марий Эл, Удмуртскую республику, Татарстан, Калмыкию, Башкортостан, Приморский край, а также ряд областей: Владимирскую, Волгоградскую, Ивановскую, Калужскую, Курганскую, Новосибирскую, Оренбургскую, Пензенскую, Псковскую, Рязанскую, Самарскую, Тверскую, Ульяновскую.
Согласно предписанию ФАС, данные регионы также должны включить в перечень весенних исключений перевозку смазочных масел и спецжидкостей.
Одновременно Анатолий Голомолзин, глава Федеральной антимонопольной службы, говорит о том, что регионам требуется брать пример с работы Минтранса России относительно снятия ограничений на транспортировку грузов по автодорогам. По сути это означает, что ФАС призывает к отмене весенней «просушки» дорог регионального и местного значения.
Но пока режим «просушки» успешно вводится в плановом режиме во многих регионах страны. Массовое закрытие региональных и межмуниципальных автодорог для проезда тяжелого грузового транспорта стартует 1 апреля. Каждый регион самостоятельно определяет сроки весенних ограничений в зависимости от климатических особенностей.
Стоит отметить неважное состояние автодорог регионального значения – в среднем по России на начало 2019 года действующим нормативам соответствует лишь 43,3% их протяженности. По прогнозам, к 2024 году показатели увеличатся только до 50,9%.
Рекомендуем посмотреть самые популярные разделы сайта: Грузоперевозки автотранспортом по России, Грузоперевозки 1.5 тонны, Грузоперевозки 20 тонн.